Golda (avis_sapiens) wrote,
Golda
avis_sapiens

Про Снежнежную Королеву

Сказка про Снежную Королеву одна из самых моих любимых.
Я давно уже хотела разобрать её и поанализировать вдоль и поперёк. Эта сказка Андерсена -литературная обработка северного фольклора, шаманских легенд. Герда отправляется в шаманское путешествиие за душой Кая, украденой Духом Смерти.


Путешествие Героя в Мир Мёртвых - один из тех сюжетов, которые в самые разные времена, в самых разных формах вызывают глубочайший резонанс в душах людей. Это архетипический сюжет.

Расскажу коротко о ещё нескольких идеях, которые, помимо путешествия героя, проходят сквозь всю сказку:
Рациональное противопоставляется живому. Мужское начало рационально и крайне пассивно, женское - чувственно и мужественно . Сказка о Снежной Королеве - женская сказка, в ней практически нет мужчин, даже самому Каю уделяется крайне мало внимания. Очевидна некоторая инфантилизация сказки (коньки рядом с мировой властью). Несмотря на то, что в основе сказки лежат шаманские мифы, Aндерсен вплёл в сказку и христианские мотивы (псалмы и молитва "Отче наш"). Городская часть сказки "реальна", часть на природе - Иные Миры.

Розы символизируют связь Кая и Герды. Розы - цветок страсти, не ромашки какие нибудь.

Почему Снежная королева уносит именно Кая, а не другого ребёнка? Потому что Кай проявляет неуважение и гордыню, он сам бросает вызов Снежной Королеве, угрожая ей убийством. Это происходит ещё до того, как Каю попадают в глаза и сердце осколки зеркала троллей. До того, как Кай, преобразившийся от осколков, начинает находить прекрасным лишь симметрию и точность, и отвратительным живое. До того как он обрывает цветы, символизирующие любовь между ним и Гердой.

"—А может Снежная королева придти к нам? — спросила девочка.

—Пусть только попробует! — сказал мальчик. — Я посажу ее на раскаленную печку, и она растает."

Это не что иное как угроза убийства Снежной Королевы.

Потом Снежная Королева являлась Каю, когда он смотрел сквозь заиндевевшее окно. Она "кивнула мальчику и поманила его рукой. Мальчик испугался и спрыгнул со скамеечки, а мимо окна промелькнуло что-то, похожее на огромную птицу."
Птицы переносят души умерших в Иной Мир. Залетевшая в дом птица считается приметой близкой смерти кого то в доме.

Наконец Кай сам привязывает свои сани к самым большим и быстрым, и в этом поступке тоже как мотив просматривается вызов.

Снежная Королева целует Кая.
"поцеловала его в лоб", "Каю показалось, что он вот-вот умрет, а потом ему стало хорошо, и он уже не чувствовал холода."
"—Больше я не буду целовать тебя, — сказала она. — А не то зацелую до смерти!"
Можно предположить, что Кай теперь пребывает между жизнью и смертью.

Весна - символ зарождения, соблазна, размножения. Прождав Кая до весны Герда отправилась искать Кая сама. Интересно что она сказала собираясь в путь:
"—Надену-ка я свои новые красные башмачки, — сказала она как-то утром. — Кай еще ни разу не видел их. А потом спущусь к реке и спрошу о нем. "
Красные туфельки, красная шапочка и алые паруса символизируют наступление у девушки первой менструации.
Красные башмаки - указание на менархе, а Кай не знает Герду как женщину, он пропал раньше. Герда хочет чтобы Кай её увидел женщиной.

Переправа Герды через Реку напоминает переправу через Реку в Иной Мир, тоже широко известную из мифологии.
"Лодка не была привязана и от резкого толчка соскользнула в воду. Герда заметила это и решила поскорее выбраться на берег, но пока она пробиралась обратно на нос, лодка отплыла на сажень от берега и понеслась по течению. Герда очень испугалась и заплакала"
На то, что Герда попадает именно в Иной Мир, указывают стражи, которые оказались "не живыми" а так же фраза "но нигде не было видно ни одной человеческой души".

"дряхлая-предряхлая старушка ... вошла в воду, подцепила своей клюкой лодку, подтянула ее к берегу и высадила Герду."
Как и Баба Яга древняя старуха с клюкой встречает героя на границе Мира Живых и Мира Мёртвых. Герда спрашивает колдунью "не видала ли она Кая. Та ответила, что он еще не проходил тут, но, верно, пройдет, так что девочке горевать пока не о чем горевать" . Вероятно она имеет в виду, что Кай ещё не проходил в Мир Мёртвых, хотя обязательно когда нибудь пройдёт, но пока горевать по нему ещё рано.
Старуха запирает Герду, кормит её неземными плодами и проводит своим волшебным гребнем по гердиной голове и тяжёлые мысли и воспоминания о Кае уходят. Герда начинает забывать Кая. Как и у Бабы Яги у этой колдуньи задача не пускать в Мир Мёртвых живых людей. Поэтому она запирает Герду и препятствует её пути дальше в Мир Мёртвых. Но она заботится о Герде, как и Баба Яга о герое. Герда востанавливается после травмы потери Кая.
"... девочка уснула, и ей снились такие чудесные сны, какие видит разве только королева в день своей свадьбы" - Герда видела себя созревшей для сексуальной жизни, для брака. Можно увидеть здесь и алхимическую свадьбу.
Рано или поздно Герда созревает духовно благодаря заботе колдуньи. Это проявляется в том, что к ней возвращается память о её пути. Она прозревает и видит то, что было всё время пребывания у неё прямо перед глазами - розу на шляпе колдуньи. Герда вспоминает Кая. Начинает выходить из забытья снов и убегает от колдуньи.

Герда встречает Ворона, Ворон сразу спрашивает почему Герда одна в пути, и одиночество становится очевидно Герде. Ворон покровительствует Герде. Можно усмотреть в нём Животное-Проводника, ворон один из важнейших тотемных животных в северной мифологии. Он "свой" Герде и "свой" на этой территории. Интересно то, что Герда жалеет, что не понимает по-вороньи, как её бабушка. "- Нет, этому меня не учили!, - сказала Герда. - Бабушка - та понимает! Хорошо бы и мне уметь!- Как жалко!". Напрашивается мысль, что Герда продолжает магический, шаманский род.
Ворон рассказывает Герде историю счастливого поиска и находки некоей Принцессы своего Принца. При этом ворон исходит из того, что и Герда найдет своего.
Герда получает подарки от Принца и Принцессы. Ворон провожает её.

Maленькая разбойница держит взаперти живых зверей и пугает их. Это не что иное как превратно истолкованая власть над животными, частый признак шамана и мага и прочих Баб-Ёг. Маленькая разбойница кстати обладает не только властью над животными, она обладает ею и над людьми, над своими родителями даже. Это явный отсыл к её божественным или по крайней мере сверхчеловеческим возможностям.
У маленкой разбойницы есть любимый зверь - Олень. Олень у северных народов считается одним из главных магических животных (у саамов есть божество Мяндаш, полуолень-получеловек). Западно-саамская богиня Луот-хозик ("хозяйка оленей") тоже описывается как покрытая шерстью женщина. Интересно, что мать Маленькой разбойницы тоже "с длинной жесткой бородой и мохнатыми, нависшими бровями".
Олень - это ездовое животное, на котором можно путешествовать по прострам Иных Миров. У саамов это обязательный спутник шамана в Мир Мёртвых.
Север в представлениях многих, и не только шаманских, народов связывается со смертью.
Олень становится ездовым животным Герды в путешествии к смерти за Каем.

Герда посещает по дороге на север ещё двух северных колдуний. Такой сюжет напоминает о пересылании героя от одной ведьмы-сестры (например Бабы Яги) к другой, более старшей и опытной. Только последняя, самая старшая подсказывает герою куда ему идти. Маленькая разбойница по сути молодая колдунья и вместе с финкой и лапландкой мы имеем параллель к трём Бабам Ягам. Интересно ещё что герой от (младшей) ведьмы получает волшебного коня в подарок и Оленя, тоже волшебное ездовое животное, Герда получает в подарок именно от Маленькой Разбойницы.

Лапландка описана скудно. Oна жарит рыбу и пишет на рыбей коже. Это напоминает о лаппской богине Аккруве, женщине с рыбьим хвостом.
Финка повеливает стихией ветра. Она ясновидящая: "- Кай в самом деле у Снежной королевы, но он вполне доволен и думает, что лучше ему нигде и быть не может. Причиной же всему осколки зеркала, что сидят у него в сердце и в глазу. Их надо удалить, иначе он никогда не будет человеком". Снова возникает вопрос о статусе Кая: унесённый Смертью, он не жив, не мёртв и не человек.
Финка живёт в маленьком домике, где очень жарко, она полуголая. Всё это наводит на мысль о ритуальной парной, применяемой в шаманских традициях для очищения и видений.
Финка говорит Оленю о великой гердиной Силе:
"—Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Разве ты не видишь, как велика ее сила? Разве ты не видишь, как ей служат люди и животные? Ведь она босая обошла полсвeта! Она не должна думать, что силу ей дали мы: сила эта в ее сердце" Сила - важнейшее понятие в шаманизме.

Жизнь отсутствует во владениях Снежной королевы "Веселье никогда не заглядывало сюда! ", а там где отсутствует жизнь, присутствует смерть. "Кай посинел и почти почернел от холода, но не замечал этого", "Окоченевший мальчик сидел неподвижно. Можно было подумать, что он замерз."

Kай хочет сложить слово "вечность", тогда он обретёт свободу "Сложи это слово, и ты будешь сам себе господин, а я подарю тебе весь мир и новые коньки" oбещает ему Снежная Королева. О чём тут речь? О вечности души, о триумфе её над смертью? О идее физической вечности через потомство?

Кай похоже находится в пространстве между жизнью и смертью: он унесён Силами Севера в промежуточное пространство между миром живых и миром мёртвых. Синий и неподвижный как труп, в нём нет радости и сердечности, но остатки сознания у него имеются. Он пытается найти выход в вечность.

Как и в сказке о Спящей Kрасавице, красавицу пробуждает поцелуй героя, так Герда пробуждает Кая к жизни слезами. Но и Герда не только плачет, она целует Кая. Поцелуй - символ пробуждающейся сексуальности в жизни. И мы видим его продолжение и дальше:
"Он крепко прижался к Герде", "Герда поцеловала Кая в обе щеки, и они опять порозовели; поцеловала в глаза — и они засияли, как у нее; поцеловала его руки и ноги — и он снова стал бодрым и здоровым."
Однако помимо этой сексуальной подоплёки, может существовать ещё один мотив в поцелуях Кая Гердой. Шаманы, после долгих поисков души тяжело больного человека находят её в иных мирах и берут душу с собой в реальность. В реальности же они чаще всего именно вдувают душу в больного, прислоняясь ртом (иногда через костяные трубки) к его телу. Возможно Герда тоже найдя душу Кая, вдувает её в тело.

Когда Герда с Каем возвращаются, их везде встречает весна, почки, цветы. Они осознают себя взрослыми "проходя в низенькую дверь, они заметили, что успели за это время сделаться взрослыми людьми". И понимают нечто, что не понимали будучи детьми:
"Кай и Герда взглянули друг на друга и тут только поняли смысл старого псалма:

"Розы в долинах цветут... Красота!
Скоро узрим мы младенца Христа!"

"а на дворе стояло лето, теплое, благодатное лето!"
Лето символизирует плодородие. Кай и Герда стали половозрелыми, плодородными. Они думают о младенце.
Tags: мистика и жизнь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 76 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →